Существует предмет интимного туалета, без которой не обходится ни один женский гардероб. А ведь этой вещице всего-то сто лет. Бюстгальтер пересекает столетний рубеж в прекрасной форме, переосмысленный и видоизменившийся
Конечно, дата рождения весьма условно, за последнюю сотню лет он видоизменялся не один раз. Мало того, примитивный бюстгальтер в виде повязки уже присутствует на мозаиках виллы Армерина (римская вилла на Сицилии, датируемая III веком н.э. — Прим. ред.). Но отправной точкой принято считать 1907 год. Журнал Vogue под названием brassière начинает публиковать фото и модели первых бюстгальтеров, которые мы можем назвать "современными". Американцы и англичане укоротили название, и появилось слово bra. Сначала по-французски бюстгальтер называли soutiens-gorge, "поддержка для груди" — и он весьма напоминал поддерживающий корсет. Он родился во Франции, но американцы его усовершенствовали и придали ему форму, сохранявшуюся на протяжении его векового существования.
В действительности, уже в 1889 году французская дама Эрмини Кадолль, богатая буржуа, но одновременно с этим убежденная феминистка, представила на Всемирной выставке в Париже свое творение, очень походившее на модель, фото которой появились в 1907 году: две хлопчатобумажные чашечки, снабженные бретельками, иными словами, грудь была разделена посередине — настоящая революция. Но потребовались годы, чтобы окончательно были списаны со счетов китовый ус и другие орудия пытки.
Первый патент на изобретение бюстгальтера был выдан в 1914 году, когда одна богатая нью-йоркская дама, Мэри Фелпс Якоб, зарегистрировала марку своего изобретения под названием Caresse Crosby и уступила ее компании Warner за 1500 долларов: бюстгальтер без остова, через который грудь не просвечивала. Прототип она создала самостоятельно, использовав два платка и ленту, убрав жесткий корсет.
В 1917 году военная промышленность побудила американских женщин отказаться от бюстгальтеров, снабженных металлическими деталями. И это помогло сэкономить 28 тыс. тонн металла, что позволило построить целых два военных корабля. До 1920-х годов преобладали модели, уплощавшие грудь. С маленькой грудью женщина выглядела мужеподобно: взгляните на гравюры Обри Бердслея и его Саломеи. В 30-е годы эмигрантка из России по имени Ида Розенталь основала в Соединенных Штатах вместе с мужем предприятие Maidenform, которое принесло целое состояние. На нем впервые стали производить бюстгальтеры с чашечками разных размеров с эластичными бретельками. Но в годы Второй мировой войны, благодаря изобретению в 1938 году нейлона, победу одержали синтетические ткани, которые стали использоваться ввиду отсутствия натуральных материалов — шелка, резины, хлопка.
50-е годы стали эпохой красивых женщин с привлекательными формами: пышная грудь после ограничений и страданий, связанных с войной. Появился бюстгальтер с вкладками, предок модели push-up. Даже Мэрилин Монро — мы это могли видеть, когда на последнем аукционе ее личных вещей было самым бесстыдным образом выставлено на торги ее нижнее белье — использовала знаменитые "рыбки", вкладки овальной формы, устанавливавшиеся внутри чашечек. Бюстгальтер — слово, которое следовало произносить тихо, стыдясь и краснея. В Италии в те годы мораль была в почете, и в каталоге Carosello в разряде слов, подвергавшихся цензуре, считавшихся "недостойными", значилось слово бюстгальтер.
Неистовые 60-е годы стали годами аутодафе. Грудь и бюстгальтер оказались вне закона, о чем свидетельствует успех модели, которая очень быстро стала примером: Твигги, анорексичная, изнуренная голодом, с грудью нулевого размера. В 1968 году феминистки сжигали свои бюстгальтеры на кострах — в прямом и переносном смысле. Подобное происходило, в том числе, и перед зданием, где проходил финал конкурса "Мисс Америка". В историческом костре чего только не было: подвязки, заколки для волос, пинцеты, воск для депиляции, туфли на шпильке — словом, все то, что считалось орудием подавления и инструментами пыток. Но самым главным символом дискриминации и неравенства полов был тогда признан бюстгальтер.
Что же модно сейчас? С чистой совестью можно сказать — всё. В наше время белье шьют из шелка, кашемира, хлопка, синтетических тканей, ничем не уступающих натуральным. При помощи бюстгальтера можно практически создавать форму груди, "как у Софии Лорен", например.
Раньше классическими считались черный и телесный цвета. В наше время белье может быть всех цветов и расцветок. В нынешнем сезоне самыми модными считаются гарнитуры пурпурного, сливового, голубого и ярко-розового цветов. А в кремовом кружеве бюстгальтера могут появиться проблески небесного цвета, коралловый, лосось, роза, серо-коричневый. Романтические образы со множеством рюшей и оборок, подчеркнутый силуэт и женственные модели.
Не стоит забывать о тренде предыдущего сезона, "звериных" принтах. Белье леопардовой раскраски поможет создать образ женщины-хищницы, настоящей вамп.
Кроме того, модельеры изобретают все более хитроумные новшества. Например, "бюстгальтер-невидимка" — это пара накладок-липучек особой формы из специального материала, которые незаметно поддерживают вашу грудь, придают ей желанную полноту и упругость, оставляя спину свободной и открытой. Это гениальное решение для маек с глубоким вырезом и платьев с открытой спиной.
Есть еще и "дельта бюст" — прозрачный бюстгальтер из микропористой вискозы, идеален под декольте, еще незаменим, когда нужно надеть купальник без чашечек или открытое платье без бретелей. Или "секонд скин" (вторая кожа) — полупрозрачный бюстгальтер "на косточках", как правило, телесного цвета, изготавливается из ткани с большим содержанием нейлона и лайкры.
Также в моде бюстье — бюстгальтер с длинным кантом, доходящим почти до талии, идеально поддерживает грудь, и бендо — повязка без бретелек в виде широкой, прижимающей грудь ленты.
Но главное в деле ношения этой интимной части туалета — сочетание вкуса и фантазии. Отправленный когда-то на чердак в результате эмансипационных чисток, бюстгальтер вошел в обиход и в коллективное воображение, завоевав достойное место среди мифов, икон и главных фетишей ХХ века.